Развернуть

«Надо стараться всё делать хорошо, плохо оно само получится»

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Отношение к детскому творчеству всегда было неоднозначным. С одной стороны, мамы и бабушки, утирающие слезу умиления от одного вида своих дочек-сыночков на сцене, а с другой стороны - настоящая концертная деятельность с репетициями и аплодисментами. В работе с таким хрупким материалом, как детский талант, нужно быть педагогом-ювелиром, чтобы не сломать, а развить то, чем наделила природа ребёнка, дать ему уверенность в своей уникальности, не испортив детскую душу сорняками тщеславия.
Директор ДШИ № 2 Ижевска Геннадий Юсим считает, что создание комфортного пространства, которое бы поддерживало, вдохновляло и окрыляло, - одна из главных задач школы. Именно в таком окружении все ученики могут быть уверены, что их понимают и ценят.
- Геннадий Ефимович, постановки, которые реализуются в вашей школе, действительно интересны и выполнены на высоком уровне. Каким образом педагогам удаётся добиться от учеников такого профессионального отношения к делу?
- Когда дети понимают, что то, чем они занимаются, это общественно значимое дело, что оно ценно для кого-то ещё, они готовы работать с полной отдачей. Это не то, что раз в полгода выучил партию для экзамена. Кстати, в этом отношении продажа билетов на концерты не просто коммерческая деятельность, это лакмусовая бумажка, индикатор того, насколько людям важно и интересно то, чем ты занимаешься. Поэтому зрители в зале, их аплодисменты - это мощный катализатор в развитии ребёнка как личности. Одобрение зала и поддержка педагога - залог веры в себя.
Именно это качество мы стремимся развить в детях. Не случайно в нашей школе перед выступлениями на сцене с ребятами работает психолог. Да и все едагоги" title="еще по теме">педагоги постоянно обращают внимание детей на их лучшие стороны, стараются раскрыть их, в первую очередь для самого ребёнка, чтобы он знал, на что он способен. И опыт показывает, что если грамотно найти эту петельку, эту ниточку, за которую можно потянуть, ребёнок начинает не только сам развиваться, но и заражать других своим примером. Через него к творчеству приобщаются другие дети - кто-то как зритель, а кто-то как артист, приходя в наши коллективы.
- Кто в своё время потянул за петельку вас? Как вы оказались связанным музыкой и едагоги" title="еще по теме">педагогикой по рукам и ногам?
- Конечно, родители. Мой отец очень хотел, чтобы я занимался музыкой. Он и привёл меня в музыкальную школу, куда меня благополучно не взяли. Я занимался в студии при клубе одного из предприятий. Но именно там мне дали тот заряд уверенности в себе и своих силах, который помогает до сих пор.
А потом был Глазовский пединститут, музыкальный факультет. До сих пор я благодарен судьбе за то, что оказался там. Все 100 человек - студенты 4-х курсов музфака - были одной семьёй, которая жила в атмосфере уникального творческого климата, созданного истинными профессионалами-педагогами. Я до сих помню каждого из них. Благодаря им многие из той «сотни» стали впоследствии сами тем маяком для детей, который даёт направление для дальнейшего развития.
- Вы не попали в музшколу, первая попытка актёра Андрея Миронова сняться в кино была неудачной - его забраковал режиссёр…
- У Менделеева была «тройка» по химии, а Эйнштейна выгоняли с уроков…
- На педагоге лежит колоссальная ответственность: ему нужно суметь разглядеть талант в ребёнке, не пропустить самородок…
- Проблема действительно очень серьёзная. Каждый ребёнок рождается талантливым. Увидеть это, понять - большое едагоги" title="еще по теме">педагогическое мастерство.
В нашей школе работают люди, стаж которых превышает 40 лет. Это действительно уникальные едагоги" title="еще по теме">педагоги, способные превратить искру творчества в детском сердце в настоящее пламя.
Но реалии современности таковы, что реформы в образовании, нацеленные на хорошие вещи, предполагают изменение некоторых подходов. В итоге нам приходится очень аккуратно лавировать между всеми этими принципами, чтобы с водой не выплеснуть ребёнка.
- Не секрет, что в наши дни мужчина в едагоги" title="еще по теме">педагогике - явление редкое…
- Так и я же не хотел! Я окончил пединститут достаточно рано: мне ещё 21 год не исполнился - и собирался в армию. Но до осени мне предложили несколько месяцев отработать в Понинской школе-интернате. В результате об армии пришлось забыть.
36 часов едагоги" title="еще по теме">педагогической нагрузки, кружки, ВИА, хоры, уроки гитары… Я понял, что это моя планида.
- Помогли ли едагоги" title="еще по теме">педагогические знания в семейной жизни? Судя по тому, что дети активно занимаются музыкой, вы смогли раскрыть в них талант…
- Когда меня спрашивают, как так получилось, что дети выросли такими музыкальными, я сам удивляюсь… Росли, буквально, как репей при дороге.
Конечно, они всегда были при коллективе, но им доставалось сильнее, чем всем остальным, потому что чужих детей жалеешь. И только когда из нашей музыкальной школы ушёл сын Марк, я понял, насколько он был моей опорой…
Когда я организовал свою первую студию «Радуга успеха» в 1997 году, было много разговоров о том, что я её сделал для своих детей. Тогда мне было неприятно это слышать, а потом, по прошествии многих лет, я осознал, что это действительно так. Но с её открытием в плюсе остались многие люди, а значит, идея была хорошей.
- Как появилась идея создания студии?
- Марк вышел на сцену в 4 года. И тогда я заметил, что он чудесно интонирует, чего, бывает, недостаёт детям даже в 12 и 15 лет. После этого выступления мы собрались на телевизионный конкурс «Утренняя звезда». Вернулись с 16 местом и слезами Марка. И тогда я понял, что детскому эстрадному творчеству необходимо уделять внимание. Ребёнок хочет иметь возможность для развития, независимо от того, в Глазове, Понино или Нью-Йорке он живёт.
Так возникла студия. И результаты нашей работы были очень внушительными. До сих пор на сайте «Артека» можно найти песни, исполненные нами к его 80-летию. Кстати, этот проект - «Честное пионерское» - мы хотим возродить и сегодня. Тогда, 10 лет назад, это шоу выдержало только в Глазове 70 показов.
- Проблема детского репертуара сегодня одна из самых актуальных в детской эстраде. Юные исполнители вынуждены или обращаться к советскому наследию, или перепевать «взрослые песни».
- Пробел налицо. Наши новые программы, которые мы делаем в нашей Детской филармонии, основаны на «взрослом» материале. Но когда это сделано сценически грамотно, когда ребёнок в данных произведениях может раскрыться и быть убедительным, это неплохо.
«В джазе только дети» и «Жизнь и смерть Хоакина Мурьетты» - яркие тому доказательства.
У меня есть несколько детских песен, есть песни, написанные к праздникам и дням городов, но я себя не позиционирую как композитор.
- А в вашей школе вы занимаетесь взращиванием композиторов?
- Нет, такую задачу мы не ставим. Композитора воспитать нельзя. Композитор как художник. Он не должен выдавливать из себя творчество, как пасту из тюбика. Образы должны витать вокруг него, а он - лишь собирать их в своё произведение.
Я считаю, что все эти композиторские классы имеют место быть только для тех детей, которые без этого себя не мыслят. Из-под палки этим видом деятельности заниматься невозможно.
- Но художников вы учите…
- Научиться рисовать и быть художником - разные вещи. Художник не тот, кто пишет картину, а человек, который создаёт образы, нечто непохожее ни на что, что было раньше. Художник - это человек, который раздвигает пространство, который заполняет образовавшуюся пустоту. Причём заполняет её так, что все потом удивляются, как они вообще могли жить, не видя этого… Художником можно быть в любом направлении творчества. И дизайнер пространства, и создатель логотипа, и тот, кто пишет песни, - все они художники.
- А вы художник?
- Моя задача поддерживать художников, создавать для них пространство для занятия творчеством.
Маленький художник нисколько не отличается от большого. Наоборот, когда дети вырастают, в них что-то исчезает. Я всегда говорю, что дети - лучше нас. Они чище, их энергетика не испорчена жизненным опытом. И это не высокие слова, кстати. Мы с этим каждый день сталкиваемся.
- Не могу не спросить о планах на будущее.
- План только один - совместно с педколлективом, детьми и родителями сделать из этой школы место, где бы жила культура, куда бы стремились дети, где бы они получали заряд творческой энергии, который бы несли и потом, выйдя из этих стен.
У нас идёт мощная работа по созданию Детской филармонии. В прошлом году мы показали 80 концертов, что, безусловно, говорит о высоком профессиональном уровне наших юных артистов. Поэтому хотелось бы усилить менеджмент в этой работе. Чтобы детские коллективы, которые здесь живут, имели возможность работать в хороших залах, бывать в других городах.
Я не очень люблю фестивали и конкурсы, но они дают возможность куда-то выехать. Летом мы собираемся в Италию, Польшу, Болгарию.
Работаем над созданием интерактивного музея Петра Ильича Чайковского. Представляете: в центре города целый комплекс - ДШИ, Детская филармония и Музей музыки. Он мог бы стать туристическим объектом. Дети из разных городов могли бы бывать в нём. Наша цель - через музыку композитора представить детям игры XIX века. Сегодня они за своими гаджетами не видят, как можно ещё взаимодействовать друг с другом. А в нашем музее можно было бы поиграть с солдатиками и куклами, в лошадки и салки…
В апреле мы впервые проведём фортепианный интернет-марафон. В прямой трансляции в Интернете дети будут исполнять пьесы на протяжении всего дня. Это уникальная акция, и её цель - показать, насколько красив этот инструмент и та музыка, которая исполняется на нём…
Школа - это база. А создавая базу, ты думаешь о том, какие пространства будешь завоёвывать. Я уверен, что нашим детям покорятся самые разные сцены и фестивальные площадки. Они с гордостью будут нести имя школы, города и республики. И это в том числе и патриотическое воспитание. Как говорится, надо стараться всё делать хорошо, плохо оно само получится.
- У вас в кабинете повсюду развешаны цитаты знаменитых людей. Что ещё вас вдохновляет?
- О да, эти мысли великих… «Успех - это способность двигаться от одной неудачи к другой без потери энтузиазма»... Я люблю читать. Сейчас увлёкся книгой «Письма Джона Леннона». Она просто переворачивает представления о нравственности и окружающей действительности.
- У нас есть вопросы, которые мы традиционно задаём героям нашей рубрики. Как вы заработали свой первый рубль?
- После 7-го класса я решил поработать на кожобувной фабрике в Бердичеве. Мы тогда жили на Украине. Я стоял за конвейером, выполнял какие-то функции… Куда потратил деньги, я не помню. Но ощущения, которые испытал при получении первых денег, помню до сих пор. И именно эти воспоминания заставили меня в своё время устроить так, чтобы дети, работавшие на новогодних спектаклях в Глазове, получили материальное вознаграждение за свой труд.
Это очень важно. Это даёт понимание жизни и того дела, которым ты занимаешься.
Безусловно, все наши проекты требуют финансирования. Но, вкладывая в детей, мы вкладываем в будущее своей страны, своего региона. От того, что заложено в их головах и сердцах, зависит судьба всего государства в конечном счёте…


Помочь редакции: Оставить комментарий | Сообщить об ошибке
Статьи по теме
Кама с мёдом

Кама с мёдом

16.11.2017 Каракулинские возможности основаны на великой реке и на её богатых красивых окрестностях >>

Мятежная Ася

Мятежная Ася

16.11.2017 Октябрьский концерт Аси Корепановой в Ижевске, где пианистка исполнила уникальную программу из 24 фортепианных этюдов Листа, позволил обозревателю Известий Удмуртской Республики вызвать нашу именитую землячку на очередной откровенный эксклюзив. >>

Сыщик до мозга костей

Сыщик до мозга костей

10.11.2017 Начальник уголовного розыска МВД по Удмуртии Абудар Муллахметов работать в органах начал ещё в Советском Союзе - в 1980 году. За 37 лет службы для него и его коллег поменялось многое. >>

Возврат к списку

Справка Комментарии 0 В ожидании0

До публикации все комментарии просматриваются модераторами

Чтобы высказать свреое мнение по теме материала, поставьте в форме слева галочку напротив слов «Как эксперт». В противном случае галочка должна оставаться напротив слов «Как простой читатель».

Оставить комментарий к материалу


 
Защита от автоматических сообщений
Новости редакции

14:30 Митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина поздравили с 4-летием в сане епископа

Обряд возведения в сан был совершён 23 февраля 2014 года в Москве.

13:30 Ученые нашли ген, вызывающий отвращение к алкоголю

Они предполагают, что в результате естественного отбора он получит шир...

12:30 Первая мусоросортировочная станция появится в Удмуртии в 2018 году

На ее строительство будет направлено 55 млн рублей.

11:41 Девятый эпизод «Звездных войн» начнут снимать в июле 2018 года

В финальную часть новой трилогии вернутся все ее основные звезды.

10:30 Главный следователь Удмуртии рассказал, чем будет заниматься после окончания срока полномочий на своем посту

Истекает он в мае 2018 года.

23.02.18 17:30 Американская компания SpaceX успешно вывела на орбиту три спутника

Аппараты являются частью проекта по обеспечению доступа к дешевому Инт...

23.02.18 16:30 В Ижевске активисты провели акцию по расчистке воинских мемориалов

Рейд прошел в преддверии Дня защитника Отечества.

23.02.18 15:30 В Петербурге в Ботаническом саду открылся фестиваль цветов «Сиреневый февраль»

Распуститься сирени помогли ученые с помощью выгонки.

23.02.18 14:30 В Малой Пурге открылась новая лыжная база

Сейчас в республике действуют более 3 тыс самых разных спортивных объе...

23.02.18 13:30 В ОАЭ возобновилось строительство на искусственном архипелаге Мировые острова

По задумке архипелаг должны были заселить кинозвезды, члены королевски...

Выборы - 2018

Удмуртский лед

Инфо

Подписка

подпишитесь на газету в почтовых отделениях