Развернуть
Ключевые слова: Россия, железные дороги, нефть, транспорт

Частные железные дороги хотят проложить в России для перевозки нефтепродуктов

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Масштабный проект предлагает реализовать одна из железнодорожных компаний.

Частные железнодорожные компании задумались о радикальном решении проблем с государственной монополией на пути сообщения в лице ОАО РЖД. «Балттранссервис», входящая в группу Globaltrans, впервые начала всерьез рассматривать масштабный проект строительства частных железных дорог, об этом пишет сегодня «Коммерсантъ». Вчера на конференции «Евразийский транспортный форум» гендиректор «Балттранссервиса» Владимир Прокофьев заявил, что компания готова начать обсуждение строительства частных железных дорог от четырех российских нефтеперерабатывающих заводов к порту Усть-Луга и к финским портам. Речь идет об НПЗ в Киришах («Сургутнефтегаз»), Ярославле («Славнефть»), Рязани (ТНК-BP) и Москве («Газпромнефть»).
По оценкам господина Прокофьева, стоимость строительства частных однопутных веток составит около 14 миллиардов долларов, срок окупаемости проекта — 9,5 лет. Для сравнения: "Газпром" построил 525 км железной дороги Обская—Бованенково для разработки месторождений на Ямале за 4,2 миллиарда долларов. «На первом этапе можем работать на экспорт по однопутной ветке, затем, если будет спрос на перевозку в обратном направлении, построить вторые пути и начать зарабатывать на других грузах»,— уточнил Владимир Прокофьев. Проект может быть реализован с нефтяными компаниями и портфельными инвесторами, добавляет топ-менеджер, но пока никаких официальных предложений потенциальным партнерам «Балттранссервис» не направлял.
Все перечисленные НПЗ подключены к железнодорожной сети ОАО РЖД, через которую транспортируют нефтепродукты как на внутренний рынок, так и на экспорт. В год на экспорт с четырех НПЗ по железной дороге уходит около 24-26 миллионов тонн (в основном мазут и дизельное топливо), рассказывает собеседник издания на нефтяном рынке. По его словам, особых проблем с перевозками по железной дороге эти НПЗ не испытывали. Но в отличие от других отраслей, с НПЗ в Центральной Европе продукцию вывозит не само ОАО РЖД, которому принадлежит около 97% всех локомотивов в стране и почти все железные дороги, а частные компании, которые владеют и вагонами, и локомотивами (например, «Балттранссервис» и «Трансойл»). Они платят ОАО РЖД только тариф за использование инфраструктуры, в остальных случаях госкомпания зарабатывает еще и на перевозке вагонов локомотивами.
Владимир Прокофьев объясняет свою идею тем, что крупные грузоотправители в последнее время регулярно сталкиваются с проблемой невывоза грузов по вине ОАО РЖД. В основном сложные ситуации складывались из-за дефицита пропускных мощностей железнодорожной инфраструктуры, по которой сегодня осуществляется и грузовое, и пассажирское движение. Кроме того, в стране не хватает локомотивов, так как около 80% этой техники изношено и требует замены.

В частности, отмечает топ-менеджер, осенью прошлого года с проблемой невывоза грузов столкнулись металлурги и угольщики. В сентябре 2011 года старший вице-президент «Мечела» Мухамед Циканов говорил президенту ОАО РЖД Владимиру Якунину, что компания не может вывезти продукции на 700-800 миллионов долларов. Сейчас, по словам представителей монополии, ситуация нормализовалась: заявки на перевозку выполняются в полном объеме. Тем не менее, подчеркивает Владимир Прокофьев, собственная железная дорога может нивелировать риски невывоза продукции на экспорт. По словам топ-менеджера, многие операторы помимо вагонов и локомотивов владеют ремонтными депо, техническими станциями для подготовки вагонов к перевозке нефтеналивных грузов и прочей инфраструктурой, необходимой для фактически независимой от компаний холдинга ОАО РЖД деятельности.
Сегодня в России 85 тысяч километров железных дорог общего пользования и еще почти столько же — фактически частных, которые в основном представляют собой подъездные пути промышленных предприятий, рассказывает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. «По ним нельзя осуществлять перевозки от грузоотправителя до грузополучателя, скорее эти ветки работают как часть технологического процесса»,— поясняет эксперт. Крупные железнодорожные ветки помимо «Газпрома» имеют «Норильский никель» и «Русал», Енисейская промышленная корпорация сейчас проводит тендер на строительство 253 километров части железной дороги Кызыл—Курагино для освоения Элегестского месторождения в Туве.
Однако проектов, аналогичных по масштабу идее Владимира Прокофьева, в стране еще не было, добавляет эксперт. В России, в отличие, например, от США, где конкуренция инфраструктуры развивалась изначально, вообще фактически нет параллельных друг другу железнодорожных веток.
Однако нефтяники отнеслись к идее с удивлением. «Зачем нужна новая инфраструктура, если существующей достаточно? Нужно больше вводных, чтобы оценить этот проект»,— сказал собеседник издания в ТНК-BP. Источник на нефтяном рынке говорит, что нефтекомпании редко вкладывают деньги в транспортную инфраструктуру. Он напоминает, что на многочисленные предложения «Транснефтепродукта» поучаствовать в тех или иных проектах нефтяники чаще всего отвечали отказом.
В ОАО РЖД называют проект «вполне реальным». «Частным железным дорогам давно пора появиться»,— говорит высокопоставленный собеседник в монополии. По его словам, экспортные маршруты с НПЗ — одни из самых прибыльных на сети из-за краткости плеча транспортировки и дороговизны самого груза. «Если по новым веткам будут возиться те же объемы, проект может быть окупаем если не за десять, то за пятнадцать-двадцать лет точно»,— добавляет он, считая, что нарушение монополии ОАО РЖД в этом случае не будет критичным для компании. Топ-менеджер отвечает, что основным препятствием для реализации проекта является высокая цена и отсутствие твердых гарантий сохранения текущей конъюнктуры грузопотоков. Но представитель еще одной крупной операторской компании считает, что проект неокупаем из-за того, что инфраструктуре придется конкурировать со своим дублером, принадлежащим ОАО РЖД, чего расчеты «Балттранссервиса» «явно не учитывают».

Автор: Михаил Красильников

Помочь редакции: Оставить комментарий | Сообщить об ошибке

Новости рубрики Финансы
#

Дорожное предприятие «Ижевское» отказалось от покупки внедорожника

29.11.2016 Стоимость автомобиля достигала почти 4 млн рублей. >>

#

ВТБ профинансировал крупнейшего эксклюзивного дистрибьютора P&G в России

25.11.2016 Финансирование пойдет на пополнение оборотных средств компании. >>

#

Финансирование школ и дворовых территорий сохранится в Удмуртии в 2017 году

24.11.2016 Планируется вложить 50 млрд рублей на строительство новых учебных учреждений. >>

Новости партнёров

Возврат к списку

Справка Комментарии 0 В ожидании0

До публикации все комментарии просматриваются модераторами

Чтобы высказать свое мнение по теме материала, поставьте в форме слева галочку напротив слов «Как эксперт». В противном случае галочка должна оставаться напротив слов «Как простой читатель».

Оставить комментарий к материалу


 
Защита от автоматических сообщений
Новости редакции

14:50 В Совете Федерации обсудят реализацию мер господдержки Удмуртии

По этому вопросу выступит Председатель республиканского парламента Вла...

14:30 Открытое первенство города по рукопашному бою прошло в Ижевске

Участие приняли команды Удмуртии и Пермского края.

14:10 «Горячая линия» по борьбе с коррупцией пройдет в МВД по Удмуртии

Жителей Удмуртии призывают сообщить обо всех известных им фактах мздои...

13:50 ТРЦ «Италмас» назвал точное время открытия магазина H&M в Ижевске

Первых посетителей ждут подарки.

13:31 Медицинские организации Удмуртии готовы к эпидемическому подъёму

В случае необходимости к работе с больными гриппом и ОРВИ  д...

13:10 Мужчина украл детский велосипед в Можге

Злоумышленника заметили соседи.

12:50 4 предприятия на территории Ижевска находятся в режиме простоя

С  начала 2016 года 349  предприятий города сообщи...

12:30 Водитель трактора при движении задним ходом сбил женщину в Глазовском районе Удмуртии

Еще одна пожилая женщина пострадала при переходе дороги в Ижевске.

12:10 96% составила в ноябре собираемость взносов на капремонт в Удмуртии

За последний месяц она выросла на 7%.

11:50 Ранее судимый мужчина убил в Ижевске 2 человек

Также из хулиганских побуждений он попытался убить незнакомого 30-летн...

Акция

Герои нашего времени

Интернет

iИзвестия

читайте нас в своих iPad/iPhone

Обзор

Афиша

анонс культурных мероприятий

Инфо

Подписка

подпишитесь на газету в почтовых отделениях